Основы игры на блокфлейте подразумевают три параметра - звучание, аппликатура, артикуляцию (способ разъединения или соединения нот) и интонацию (высота звуков).

Правильное дыхание - залог качественного звука

Изначально звучание флейты заложено его производителем. Важное значение имеют материал, из которого изготовлен инструмент, и конструкция. Но исполнитель, манипулируя дыханием, может менять качество звучания в лучшую или в худшую сторону. Отличительная черта блокфлейты - это небольшое сопротивление воздушной струе, которое создает сам инструмент. Именно этим она отличается от других духовых. Поэтому человеку, который хочет освоить основы игры на блокфлейте, необходимо научиться контролировать струю воздуха. К сожалению, этот навык практически недостижим для детей и некоторых взрослых. Других эффективных способов влияния на качества звука нет.

Кроме того, именно при помощи дыхания становится возможным получение колебаний частоты или громкости. Первый эффект можно достичь, сокращая мышцы диафрагмы, а второй - гортани. Опытный исполнитель должен уметь регулировать скорость и величину данных манипуляций.

2_prev.jpg

Возможности аппликатуры

При игре на инструменте можно использовать большое количество различных вариантов аппликатур. Практически все ноты могут быть взяты исполнителем при помощи различных сочетаний отверстий. При этом взятые ноты будут немного отличаться друг от друга по громкости и тембру. Таким образом, исполнитель, используя разные аппликатуры при игре, имеет в своем арсенале широкий диапазон оттенков звуков.

Контроль над амбушюром

В основы игры на блокфлейте, вопреки общепринятому мнению, входит работа над контролем амбушюра (совокупность положения губ и мышц рта). Управление соответствующими мышцами, а также манипуляции с размером и формой полости рта обогащают звук, позволяют контролировать интонацию и упрощают извлечение звуков в верхнем регистре.

Как держать блокфлейту

1.gif

Обычно правая рука располагается ниже левой. Спину, шею и голову исполнитель должен держать на одной линии (то есть, он не должен сутулиться и выдвигать голову вперед или назад), а флейту под углом сорок пять градусов к горизонтали. Руки при этом необходимо немного раздвинуть от туловища. Кончик мундштука находится между губ. Большими пальцами испольнитель должен держать флейту снизу, а остальными закрывать отверстия. Горло должно быть расслаблено, а грудь свободна.

Определяем силу воздушной струи

Чтобы правильно определить силу струи воздуха для каждой ноты, необходимо проделать следующее: очень тихо, на одном дыхании, наращивайте громкость до максимума, а затем опять снижайте ее. В конце и в начале нота будет звучать максимально тихо, а в середине - громко. При слабом дыхании флейта будет звучать ниже, чем следует, а при сильном выше. Для определения правильной высоты звука понадобится синтезатор, тюнер или компьютер. Каждый день необходимо уделять примерно по десять минут занятием с длинными нотами. Это поможет контролировать струю воздуха и увеличить объем легких.

Как закрывать отверстия и извлечь первый звук

Чтобы брать ноты первой октавы, первый палец левой руки должен закрывать нижее отверстие. Остальные пальцы закрывают верхние. При извлечении нот, важна техника. Отверстия закрываются не кончиками пальцев. Когда исполнитель начинает учиться брать ноты второй октавы становится важным положение первого пальца левой руки. Чтобы извлечь звук, надо сжать губы в легкой улыбке. Напряжение мышц должно быть таким, чтобы мундштук мог слегка войти в образовавшуюся щель. Челюсти при этом должны быть расслаблены. Теперь надо произнести шепотом звук «ту», в результате чего зазвучит нота.

(0 голосов)