Думбек - это небольшой барабан, древний ударный музыкальный инструмент. Имеет неопределенную высоту звучания. Широко распространен в странах Магриба, в Египте, на Балканах и в Закавказье. Обычно изготавливается из козлиной кожи и глины. В настоящее время распространены дарбуки из металла. Другие названия этого инструмента звучат так: дарбука, дарабука, тарбука, тарамбука). Мембранофон по типу звукообразования, по форме - барабан кубической формы.

Строение думбека

Изначально барабан делали из обожженной глины, немного позже - из древесины ореха или абрикоса. В качестве мембраны натягивали рыбью, телячью или козью кожу. В последние годы стали популярны из-за своей долговечности думбеки из металла, где мембраной служит пластик. Также встречаются думбеки из металла с мембраной из кожи и керамические в сочетании с пластиком.

1.jpg

Помимо своей долговечности думбеки из металла с мембраной из пластика очень выгодно отличаются от всех остальных тем, что их звук можно настраивать, меняя степень натяжения мембраны. Барабаны из глины слишком хрупкие, а мембрана из кожи очень чувствительна к влаге. Правда рыбья кожа более влагостойкая, чем телячья или козья. Иногда внутрь инструмента помещают небольшие тарелочки из металла, которые при игре позвякивают. При необходимости их можно снять.

Высота дарбуки колеблется в пределах 35-40 см, диаметр около 27-29 см. В зависимости от размера думбеки делятся на подгруппы. Например, в Египте есть деление на дохолла (дарбука басовая), симбати (сумбати) и табла (барабан солирующий).

Существует два основных вида дарбук: турецкая и египетская. У дарбуки египетской края верхней части сглажены (часто такие инструменты называют думбеком), у турецких - нет. Такая особенность строения дает свои преимущества при игре для каждого типа. Гладкие края египетской дарбуки затрудняют щелчки, но облегчают исполнение некоторых приемов пальцами. У турецкого инструмента - наоборот.

У думбеков "традиционного типа" мембрану закрепляют веревкой, у современных металлических инструментов она захватывается металлическим кольцом, которое крепится к корпусу при помощи 5-8 болтов. У турецких эти болты вынесены вовне, у египетских - утоплены в кольцо. При этом, чем болтов больше, тем точнее можно отстроить звук барабана.

Из-за формы в виде кубка при ударе возникает резонанс Гельмгольца, что позволяет добиться глубокого и гулкого баса при слабом ударе. Этим же можно объяснить, что дарбуки с узкой "шейкой" могут звучать более низко при ударе по центру, чем те, у которых она шире.

История думбека

Точное время появления первого инструмента до сих пор неизвестно. В Европе кубкообразные барабаны встречаются со времен эпохи позднего неолита и в начале бронзового века. Территориально - от Юга Дании через Германию (именно там их найдено больше всего) до Польши и Чехии. Также похожие барабаны обнаружены в алтайских захоронениях, датированных пятым веком до нашей эры. Остается неизвестным почему дарбука прижилась в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но исчезла в Европе.

2.jpg

Свидетельства существования барабанов в форме кубка на Ближнем Востоке встречаются еще в одинадцатом веке до нашей эры: на вавилонском диске есть изображение барабана на короткой основе. Такие инструменты называли "лилиш" и они имели ритуальное значение. Это были храмовые барабаны на особых подставках. Немного позже появился и первый уменьшенный лилиш, который назвали лилишу. Они имели другие пропорции - меньших размер, благодаря которому их можно было носить с собой.
Во время 18-ой династии, в Египте (1550-1292 до нашей эры) фивским художником изображен кубкообразный барабан. В Дейр-эль-Бахри есть скульптура человека из глины, который исполняет ритмы на таком инструменте. Впоследствии эта уменьшенная форма стала известна арабам, которые внесли ее в свою культуру.
Изображение думбека встречается в «Песнопениях Девы Марии», которые были написаны во времена правления Альфонса десятого Кастильского. Это изображение еврейской пары, где девушка держит кубкообразный барабан. В сохранившихся арабских источниках изображение такого инструмента впервые встречается на картинах, выполненных между 1500 и 1600. На более ранних картинах средневековья встречаются изображения музыкантов, которые играют на бубнах.Музыкальные группы, использующие в своем творчестве думбек

Музыкальные группы, использующие в своем творчестве думбек

Вересковый мед, Токэ-Ча, Орекстр Интуитивной Музыки