ВНЕШНИЙ ВИД

 Ввиду большой конкуренции на современном рынке «гитаростроения» производители придумывают все новые и новые способы привлечения покупателей. В частности, гитарные компании щедро оснащают свои инструменты всевозможными инкрустациями, придумывают новые формы, предлагают покупателям различные, порой даже самые неожиданные расцветки… И где бы Вы ни оказались - будь то большой гитарный салон, магазин акустических гитар или какой-нибудь музыкальный отдел – в любой торговой точке наверняка Вам бросится в глаза хотя бы одна такая гитара, купить которую Вы будете готовы только лишь за ее красивую отделку. Однако когда речь идет о покупке музыкального инструмента, о внешних факторах лучше подумать в последнюю очередь. Главными качествами, которыми должна обладать Ваша потенциальная гитара, являются ее звуковые свойства и удобство, о чем и пойдет речь в этом разделе.

 

АКУСТИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Любая гитара имеет три основных составляющих ее звука, определяющиеся тембром, балансом регистров и чистотой звучания. Рассмотрим в отдельности каждый из этих параметров.

ТЕМБР

Тембровые качества любого музыкального инструмента включают в себя четыре элемента:

  1. яркость;

  2. бархатистость;

  3. сочность;

  4. продолжительность.

Оценка яркости тембра

 Сразу нужно сказать, что проверка яркости или громкости звучания – это процедура, предназначенная, в первую очередь, для акустических инструментов (в том числе и оснащенных звукоснимателем), которыми являются:

  • классическая гитара;

  • гитара фламенко;

  • акустическая гитара;

  • электроакустическая гитара;

  • акустическая бас – гитара;

  • электроакустическая бас – гитара.

 Цель данного этапа «тестирования» – это подбор такого инструмента, который бы обладал максимально сильным звуком. Прочтите следующие практические рекомендации, если Вас интересует классическая, фламенко, акустическая или электроакустическая гитара.

 Описание способов оценки громкости инструмента составлено с учетом различных, в том числе нулевых исполнительских возможностей потенциальных покупателей. Выбирайте те пункты, которые больше соответствуют Вашему уровню:

  1. кистью правой руки ударьте с предельной силой по всем струнам. Повторите то же самое несколько раз;

  2. на каждой открытой (неприжатой) струне извлеките большим пальцем или плектром звук c максимальной громкостью и с опорой на соседнюю струну;

  3. поиграйте в различных позициях на расгеадо и плотным звуком, стараясь при этом охватить как можно больше пространства на грифе. Можно просто громко и с опорой проиграть на каждой струне хроматическую гамму от первого до последнего лада.

 Чтобы проверить на яркость такие инструменты, как акустическая и электроакустическая бас – гитара можно воспользоваться вторым и третьим советом. Первый способ не будет эффективным, так как прием расгеадо (удар по струнам) нехарактерен и непоказателен для басов.

 Громкость цельнокорпусных электроинструментов (электрогитара, бас – гитара) зависит от мощности усилителя и измеряется в ваттах.

Примечание: электроакустические гитары проверять на яркость следует без подключения к усилителю.

Оценка бархатистости и сочности тембра

  1. Несколько раз проведите большим пальцем или медиатором от шестой струне к первой.

  2. Многократно извлеките звук на каждой неприжатой струне.

  3. Поиграйте какой – либо художественный или инструктивный материал.

Ввиду своих особенностей бас – гитара проверяется только вторым и третьим способами.

Примечание: электроакустические гитары проверять на сочность следует без подключения к усилителю.

Оценка продолжительности тембра

  1. Проведите пальцем или плектром по всем струнам сверху вниз и дождитесь окончания звука.

  2. Дожидаясь окончательного угасания каждого звука, извлеките звук на открытых струнах.

  3. Поиграйте одноголосно, интервалами и аккордами в разных позициях. Дожидайтесь абсолютного угасания.

Примечание: электрические и электроакустические гитары имеют следующую особенность: их звучание, и сустейн в частности, зависит не только от качества использованной древесины, но и от аппаратурного оснащения.

БАЛАНС РЕГИСТРОВ

 Проблема сбалансированности звучания басовых и теноровых струн не является существенной для электроинструментов, так как аппаратура, к которой подключается электрогитара и бас – гитара, а также возможности самих инструментов позволяют регулировать соотношение звуковых частот. Иначе дело обстоит с теми инструментами, которые имеют резонаторный корпус и не оснащены звукоснимателем (классическая гитара и акустическая гитара). Свойства баланса этих инструментов всецело зависят от того, какой материал был использован гитарным мастером для их изготовления. Случается, что, классическая или акустическая гитара с красивым сочным и бархатистым звуком абсолютно теряет свою ценность в случае заметного дисбаланса между басовыми и теноровыми струнами. Кстати, нужно заметить, что незначительная несбалансированность допустима. Только мастеровые классические и лучшие акустические гитары являются идеальными инструментами в плане баланса.

  1. Извлечь звук большим пальцем или медиатором по нескольку раз на каждой струне. Играть нужно обязательно ровным звуком.

  2. Поиграйте любую гамму на одной динамике, причем необходимо задействовать как басовые, так и теноровые струны.

  3. Оцените баланс регистров на примере какого – либо музыкального отрывка, в котором используются интервалы или аккорды, включающие в себя различные регистры.

ОЦЕНКА ЧИСТОТЫ ЗВУКА

 В чистом, лишенном каких бы то ни было призвуков, тембре более всего нуждается классическая гитара, что связано с репертуарной спецификой этого инструмента. Ближайшая родственница «классики» - акустическая гитара также нуждается в чистом звуке, однако уже не в такой степени. Далее идут электрогитара и бас – гитара, «подзванивание» которых нередко придает своеобразный шарм исполняемой на них «легкой» музыке. И, наконец, венчает этот список гитара фламенко, достаточно сильные призвуки которой удивительно органично вплетаются в музыкальную ткань, способствуя созданию неповторимого испанского колорита.

  1. Пальцем или медиатором нужно извлечь звук с опорой на соседнюю струну на предельной громкости.

  2. Играть хроматические и диатонические гаммы на всех струнах громкой динамикой.

 

 

УДОБСТВО

 Данный фактор настолько важен, что в некоторых случаях стоит приобрести себе менее «звучащий», но более удобный инструмент, особенно если человек делает только свои первые шаги в музыке. Есть определенный риск, что гитара, купить которую Вы решите без учета комфортности ее грифа и корпуса, вскоре разочарует Вас или не принесет Вам всей той радости, которую она потенциально может принести.

 При выборе таких инструментов, как электрогитара и цельнокорпусная бас-гитара следует обратить внимание не только на особенности грифа и корпуса, но и на вес инструмента. Дело в том, что встречаются достаточно увесистые экземпляры, которые не позволят проводить за инструментом продолжительное время.

В завершении статьи автор хотел бы пожелать успехов всем тем, для кого гитара является неотъемлемой частью жизни.

Обзор акустических гитар можно почитать здесь.