Новости

27.05.2017

VI Международный конкурс им. Прокофьева

/data/news/16894/1.jpg


Месяц назад  в Санкт-Петербурге завершился VI Международный конкурс им. Прокофьева, проводившийся по специальностям: композиция, дирижирование, фортепиано с 20 апреля по 3 мая.
Что же мы можем отметить? Прошли те благодатные времена для академической музыки, когда за финалом конкурса им. П.И. Чайковского следила чуть ли не вся страна. Ещё до сих пор у нас помнят имя американского пианиста Вэна Клайберна, первого победителя конкурса Чайковского. Его имя переделали у нас на родной русский манер, и он стал «Ван Клиберн».
Не важно, зато слышали и любили все. Сейчас и этот конкурс, гораздо более известный и понятный широкой публике, проходит едва замеченным.
Конкурс им. С.С.Прокофьева создавался двадцать лет назад по поводу столетнего юбилея этого великого композитора. С 1997 года вместе с конкурсом им. Чайковского он представляет Россию во Всемирной Федерации международных конкурсов в Женеве. Десять лет назад конкурс получил покровительство ЮНЕСКО. Конкурс открывает миру новые имена, хотя и для уже признанных мастеров победа в этом конкурсе очень престижна.
Однако в медиа конкурс представлен слабо. Одна небольшая передача на радио «Культура» из Санкт-Петербурга – вот и всё освещение конкурса. Ни на просторах «всемирной паутины» не можем найти слишком много информации. Очень жаль, ведь это действительно конкурс мирового уровня.
В жюри были представлены такие известные композиторы и исполнители, как Юрий Темирканов, Валерий Гергиев, Владимир Крайнев, Владислав Чернушенко, а также Георги Минчев, Зигмунт Краузе, Нейл Томсон. Председатели жюри – всемирно известные Родион Щедрин (композиция), Йозас Домаркас (симфоническое дирижирование), Дмитрий Башкиров (фортепиано).
23 апреля прошёл гала-концерт финалистов конкурса по специальности композиция. Что престижно для нашей страны, большинство премий досталось российским композиторам.
Так, среди авторов произведений для солирующего инструмента с симфоническим оркестром первую премию получил Кузьма Бодров с Концертом-сонатой для скрипки с оркестром. Этот вполне молодой ещё композитор является лауреатом многих международных конкурсов, автором интересных произведений, таких как опера «Х.М.Смешанная техника» или нескольких произведений для мессы Его Святейшества Папы Бенедикта XVI. У этого одарённого автора сложившийся стиль, глубокая мелодичность и завершённость форм.
Вторую премию в этой номинации получил Кирилл Уманский. Это также уже сложившийся зрелый композитор, ученик Н. Сидельникова. Его произведения тяготеют к сложным созвучиям и неожиданным сочетаниям ритмов. На конкурс было представлено философское произведение Фантазия-притча для солирующего фортепиано с оркестром «Обретение света».
Третью премию получила молодой даровитый композитор Динара Мазитова. Динара к тому же очень хороший пианист. На конкурсе был представлен её Концерт для двух скрипок, виолончели и оркестра.
В номинации «Произведение крупной формы для инструмента соло или в сопровождении фортепиано» первая премия не была присуждена, а вторую поделили Кирилл Волков (Россия) и Нода Кентаро (Япония).
Нода Кентаро, молодой, но уже всемирно известный японский композитор, имеет экспрессивную манеру выражения своих музыкальных замыслов. Такой же была представленная на конкурс Соната для виолончели.
Единственный представитель старшего поколения среди победителей этого конкурса, Кирилл Волков представил свою Пятую сонату для фортепиано "Русский Север". Удивительное сочетание русской мелодики и современного стиля, тонкая игра звучаний всегда были присущи этому признанному мастеру.
Конкурс композиторов получился очень ярким и разнообразным. Результаты его для профессионалов имеют большое значение. Ещё раз все убедились в высоком уровне русской композиторской школы, достойной таких имён, как Прокофьев, Шостакович, Рахманинов и Стравинский