1_prev.jpgКолокол и его звон являются глубинным символом христианства, он сравнивается с трубой ангела, голосом проповедника, Божьим Гласом, а звонница с висящими на ней колоколами символизируется с распятием. Существует много видов звона, и каждый из них несет свой смысл. Вечевой звон олицетворяет волю, набат предостерегает о тревоге и опасности, а благовест – это призыв к молитве.
Колокола появились на нашей земле после принятия христианства. C тех пор их звон стал сопровождать все церковные обряды, праздники и общественные события.
Русские колокола – замечательные произведения искусства, на них наносили изображения святых, украшали орнаментом, также на колоколе наносилась информация о мастере, месте и времени его отливки. Колокола заказывали в качестве подарка или звоном отмечали событие, например, помин души. Им давали имена в честь святых или человека.
Мелодия в русском колокольном звоне не особо важна, она второстепенна, особая роль тут отведена тембру, ритму и темпу, в этих трех составляющих и состоит секрет своеобразия русской колокольной музыки. В 16 веке русские звоны становятся известны во всем мире. Это был период расцвета искусства колокольного звона и литейного мастерства. Но и в 19 - 20 веках русские колокола пользовались мировой известностью, нигде колокольная музыка не стала таким ярким государственным символом, как в России. Без колокольного аккомпанемента не обходилось ни одно торжество, ни один праздник. Знаток и исследователь древнерусской музыки Степан Васильевич Смоленский назвал колокольную музыку «особым искусством, на которое мы не обращаем внимание».

Самые ранние упоминания о колоколах на Руси связаны с Софийским собором в Великом Новгороде. Этот город всегда славился мастерами литейного дела и искусными самобытными звонцами. Стараниями подвижников старинные колокольные традиции снова возрождаются, в Новгороде проходят фестивали колокольного искусства, со всех концов России сюда приезжают ученые, мастера-литейщики и лучшие звонари. И снова звучит Софийская звонница, праздничные звоны исполняют участники фестиваля из Санкт-Петербурга, Петрозаводска и других городов. Во все дни фестиваля разливается над Волховом благовест, перезвон, трезвон, красный звон, напоминая о том, что Великий Новгород – один из колокольных центров России, а колокола Софийской колокольни славятся до сих пор.
2_prev.jpgКолокольный новгородский праздник был организован благодаря Ассоциации колокольного искусства России и Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. Ассоциация устраивает подобные праздники уже больше десяти лет. Важное место в рамках фестиваля занимала научно-практическая конференция «Колокола: история и современность». На ней были поставлены вопросы, без решения которых нельзя возродить во многом утраченное русское колокольное наследие. Главной темой стал вопрос о подлинных и исконных софийских звонах. Когда-то каждый храм, каждый монастырь имел свою звонницу, и Новгород звучал сотнями колоколов. Сейчас новгородцы и их единомышленники из других уголков России хотят восстановить колокольное искусство, несмотря на то, что это долгий, дорогой и трудоемкий процесс. На фестивале во всей своей красе и мастерстве были показаны различные школы, направления, стили самобытного русского звонарского искусства.
Колокольное искусство – это великое искусство, за тысячи лет было накоплено огромное количество колокольной музыки. Когда-то вся Русь звонила колоколами, любая деревня и село… Колокола радовались и печалились вместе с человеком, и это органичное сосуществование человека с колокольным звоном всегда было характерно для России.

(0 голосов)