1.jpgКолокольный звон… В этих лаконичных словах для русского сердца открывается вся широта, палитра эмоций и впечатлений, которую человек переживает, услышав эти звуки. Как правило, перезвон колоколов ассоциируется с храмом, с богослужением. Колокольный звон действительно можно назвать таинством русской народной души, он очень тесно связывает такие понятия, как народ, вера, сердце и Бог.
Колокольный звон призван приглашать христиан к богослужению, но именно на Руси повелось так, что с 17 века колокольный звон стал не только сигналом, но и универсальным средством массовой информации, и своеобразным церковным искусством. Он сообщал и о событиях локального масштаба, и о нашествии неприятеля, и о различных торжественных моментах. По звону человек мог определить, какая часть литургии идет в храме, отсюда пошла привычка креститься, услышав звуки с колокольни.
Есть теория, что традиция колокольных звонов пришла с Востока, а сами колокола, их форма и метод изготовления пришли с Запада. Но считается, что первые колокола все-таки приехали на Русь с Византии. Первое время колокола конкурировали с билами – металлическими или деревянными досками, но уже в 16 – 17 веке литейщики создали отличный от западного профиль колокола, в котором и был заложен тот голос колокола, о котором мы сейчас знаем. Западные колокола подгонялись под особый аккорд и определенную ноту, а русские колокола отливались совсем по другому правилу и звонили совсем по-другому.

Также колокольный звон считали музыкой лечебной, на Руси больных подносили под колокол и звонили над ними. Во время эпидемий колокола в храмах могли звонить целыми днями для того, чтобы избавить город от бедствия. Даже проводились исследования влияния церковной музыки на бактерий, которые гибли от воздействия звона.
А если говорить о колокольном звоне, как об искусстве, то это абсолютно другая тема, поскольку именно с 17 века в России родилась целая совокупность колокольных звонов, которые украсили быт русского человека и церковные богослужения. Колокольный звон и сам по себе является искусством, и создание колокола – это тоже своеобразное мастерство. Древние мастера довольно быстро освоили в
2_prev.jpgРоссии технологию литья, и именно в России отливались самые крупные колокола. Мастера 17-18 веков умели заложить в звук колокола понятия о мире, его красоте, знали, как должен был выглядеть голос Божий, который звал людей в церковь. Все эти понятия они воплотили в колокольном звуке, и столетие спустя эти звуки люди могли воспринимать эти звуки с той же духовной реакцией, как и мастера.
Если говорить о конкретных русских звонницах, то особое значение в колокольном мире имеет ростовская, в которой сделан удивительный по своим сочетаниям подбор колоколов. Колокола в ней очень хорошо подобраны один к другому, а это очень сложная задача, так как неизвестно как колокол, который еще отливают, будет звучать. Но мастера справились просто ювелирно с этой задачей. Кроме того, сами голоса по отдельности имеют очень интересные эффекты, например, большой ростовский колокол от удара к удару звучит то в миноре, то в мажоре. Создана целая палитра ростовских звонов, которые древние мастера оставили нам в наследие.
Кстати, сейчас никто не подумал бы, что фраза «Ну ты заливаешь!», говорящая о недоверии, связана с отлитием колоколов (буквально означала заливать металл в форму) и вошла в употребление еще в 19 веке. На московских заводах, где отливались колокола, было поверье, что для того, чтобы отлить звучный колокол большого размера, нужно распустить по Москве нелепейший слух. Когда колокол был готов, раскрывалось, что слух под собой основания не имеет, а если отливка не удавалась, то слух так и оставался легендой. Поэтому, услышав какую-нибудь нелепицу, скептики говорили «Ну ты заливаешь!», зная, что это уловка заводских рабочих.
Про колокольный звон написано очень много песен и стихов, немало среди них народных, без авторства, которые выражают общую любовь людей. И, конечно, колокол как музыкальный инструмент украшал собой и оперы, и увертюры.

(2 голосов)